perlovka_blog (perlovka_blog) wrote,
perlovka_blog
perlovka_blog

  • Mood:

Проблема выбора

Единая Россия и Ко окончательно чокнулись со своими идеями единения Руси. Теперь еще предполагается внести в список дней дней воинской славы и др. День крещения Руси. Что они будут делать с остальными наличествующими конфессиями? Будет ли внесен туда день рождения пророка Мохаммеда, например? Вчера попалось интервью с известным историком Хоскингом, где он спокойно так объясняет все это исканиями национальной идентичности, легитимности государства и т.п. Под катом фрагмент об этом самом:

А.З.: Позвольте теперь коснуться несколько иной темы. Изучая российскую историю, вы, несомненно, следили за тем, как менялась роль православной церкви в жизни нашего государства. Что я, интересующийся политическими науками, наблюдаю в этой сфере сегодня? Это, прямо скажем, довольно необычная тенденция: очередной этап модернизации страны сопровождается не углубляющейся секуляризацией, как предполагается «классической» теорией модернизации, но подъемом религии, нарастанием обскурантизма, возрождением клерикализма. Как бы вы оценили эти процессы в исторической перспективе - с учетом предшествующего российского опыта?

Д.Х.: Во-первых, теория модернизации в этом вопросе оказалась не на высоте. Вопреки тому, что мы предполагали раньше, модернизация не обязательно сопровождается секуляризацией. Это происходит лишь в некоторых странах и только на определенных этапах. На самом же деле модернизация, как правило, настолько трансформирует всю социальную жизнь, что люди начинают испытывать острую потребность в обретении каких-то новых опор. Особенно это чувствуется за пределами западного мира: в тех странах, которые ощущают себя эксплуатируемыми и угнетенными - в исламском обществе, например. Однако то, что происходит сегодня, не просто возрождение старой религии; это, по-моему, переход религии в какое-то иное качество. Так, сейчас гораздо меньше внимания уделяют обрядности, выдвигая на первый план духовный опыт; внешняя обрядовая сторона религиозности отступает под натиском ее идейных доктрин. Во-вторых, научная революция, совершившаяся уже давно, теперь, наконец, проникла в широкие массы и тоже накладывает свой отпечаток на религию. А это питает, в свою очередь, фундаментализм - идеологию, согласно которой религиозные учения стопроцентно правильны, - причем не только в развивающихся, но и в развитых государствах. Кроме того, в России у религиозного возрождения есть своя специфика: у вас не только политическим руководителям, но и многим простым гражданам хочется обрести сегодня новое национальное самосознание, и в этом деле православная церковь пытается играть огромную роль. В итоге наблюдается весьма странное явление: отвечая на вопрос о религиозных убеждениях, 70% или 80% русских признают себя православными, но при этом в церковь каждое воскресенье ходят не более 3%, а возможно и меньше. Похоже, для большинства ваших сограждан объявление о приверженности православию означает признание себя именно русскими. Это скорее вопрос национального самосознания, нежели религиозной веры.

А.З.: Не кажется ли вам, что такой примиренческий подход к подъему религии для России просто опасен, потому что мы не являемся моноконфессиональной страной? Ведь остальные вероисповедания могут предъявить государству, которое хочет быть православным, свои обоснованные претензии.

Д.Х.: По моему мнению, царский режим в данном отношении до последних своих дней был более осторожным. В самом деле, он лишил православную церковь многих привилегий, причем зачастую православие сдерживалось как раз из-за опасности возможных трений на религиозной почве.

А.З.: Согласно действующей Конституции Российской Федерации, церковь у нас отделена от государства, но лично у меня иногда создается такое ощущение, что наше государство никак не хочет отделяться от церкви.

Д.Х. : Так получается потому, что этот союз укрепляет легитимность государства. Или государству кажется, что тем самым его легитимность укрепляется.


Дождутся, толкнут меня на скользкую дорожку. Приму ислам. Или еще что.
Tags: история, мы, паноптикум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments