perlovka_blog (perlovka_blog) wrote,
perlovka_blog
perlovka_blog

Categories:
  • Mood:

Еще одно продолжение. Religious place

(Фатехпур Сикри)

..... У врат огромной мечети Джама Масджид нужно оставить обувь (это стандартное требование при посещении мечетей). Одеты мы более-менее, но на сахибе штаны примерно до колена. Добрые охранители обуви обертывают сахиба ярким куском ткани цвета кармин. Сахиб ужасается, но не протестует.





Один из служителей, своим пламенным взором еще более (!) напоминающий Овода, заводит свою песнь. Он тоже подчеркивает, что это religious place, и широким жестом предлагает нам пройти в ворота. Сахиб шепчет мне, что это гид, и мы пытаемся отстать. Овод-2 не тушуется. Он какими-то невидимыми волнами притягивает нас к одной из арок и начинает вводный курс – это двор, там молятся, там могилы и т.п. Сахиб разворачивается со словами: "Все! Я пошел отсюда!". Второпях делаю какие-то снимки. Овод-2 быстро смекает, что такой расклад не выгоден никому - он оставляет нас, я воссоединяюсь с сахибом. Сахиб успевает, однако, дать слабину и обещает Оводу-2 поглядеть (потом) на какую-то мраморную дребедень. Напоследок Овод-2 кричит нам, чтобы мы не ходили по могилам.


Во внутреннем дворе.

Во второй половине XVI в. Фатехпур Сикри был столицей империи Моголов. Город был отстроен при императоре Акбаре, но относительно быстро был оставлен. Где-то пишут, что причина сего неизвестна, где-то – что там были проблемы с водой. Фатехпур хорошо сохранился, но к сожалению, наш визит туда получился скомканным из-за жары и окружающих «доброжелателей». Индии нужно что-то делать с этими антитуристическими шайками. Это просто мафия.

У меня мало фотографий Фатехпура и я ими в основном недовольна. Фатехпур заслуживает серьезного визита и спокойного осмотра. Как я уже писала, он включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – считается блестящим образцом архитектуры времен Великих Моголов.

Но вот, кое-что.

Во дворе мечети Джама Масджид




Идти по горячему каменному двору трудновато, отделавшись от гида, мы просто летим. Двор большой, в середине стоит мавзолей Салима Чишти, это святыня. Небольшое, белое, все из себя резное строение.




Действительно очень красивое и изящное. Стоит на том самом месте, где восседал и медитировал суфийский мистик шейх Салим Чишти. Шейх в свое время напредсказывал Акбару трех сыновей, когда тот пришел к мистику за благословением хотя бы на одного. Сбылось! Старшего сына назвали Салимом. Изнутри мавзолей украшен перламутром и каменьями.




Тут к нам привязывается какая-то парочка с бусами наперевес. – Бусы, мадам! Бусы! – Меня это заводит. Я бросаюсь на них и начинаю свою пламенную речь: - Как вам не стыдно! Это религиозное место! (эти слова я ору с особым наслаждением). Это место молитвы! А вы превращаете его в рынок! Как не стыдно! – и прусь на них. Они как-то сникают и отходят.




Подходим, наконец, к мавзолею. Вокруг гудение – бусы, какие-то картинки, гиды – черт-те что. Мы обходим вокруг, пытаясь любоваться резьбой. Чтобы войти, надо прикрыть голову. Мы видим группу правоверных мужчин в длинных светлых рубахах и беленьких, ажурных шапочках. Такие же, только пластиковые предлагает на входе служитель. Мне почему-то видятся огромные вши, и я сую сахибу свой платок.
– А ты?
– Я потом.
– А шапочки?
– Да ты знаешь вообще, что это за шапочки, - делаю страшные глаза.
Сахиб вздыхает, кое-как обматывается платком и препровождается в мавзолей подоспевшим учтивым подростком. Вид у сахиба неважный – юбка цвета кармин плохо сочетается с моим полосатым платком нейтрально-блеклых тонов. Пока сахиба прокручивают через мавзолей, я пытаюсь что-то заснять.

Появляется сахиб, с облегчением разматывая платок. Теперь мой черед. Подросток запихивает меня в мавзолей, непрерывно треща:
- Сюда, мадам, вот полюбуйтесь, тут можно повязать нитку (нитки available около входа, очевидно, за небольшую мзду – это я уже потом вижу), загадать желание и оно сбудется! - Он еще что-то восторженно сообщает про мраморную резьбу. Резьба действительно мировая. – Повяжите нитку, мадам! Любое желание! Вам не нужно говорить мужу, какое оно!


Вид из мавзолея.

"Слава богу", – думаю я. Мальчик рассказывает, что мой «муж» - замечательный человек, настоящий джентльмен. А то! Сама думаю, интересно, что загадал мой новоиспеченный «супруг». Но нитку для себя отвергаю. Мнусь, мол, неудобно, все-таки религия, то, се…. Мальчик пытается убедить меня, что здесь все без изъятья могут что-нибудь да загадать. Но я все-таки выхожу из мавзолея, не загадавши….

Тут мальчик сообщает, что он учится здесь, в школе при мечети. Ага, да, конечно, знаем мы уже про ваше медресе….. Мальчик – при свете дня у него тоже обнаруживается нездоровый горящий взор – вдруг говорит, что здесь есть вход в туннель. Да-да, тот самый туннель, который много веков назад был прорыт из Фатехпура - ажник до самой Агры! Да-да, сорок километров! Пойдемте, покажу.

Со стонами мы убегаем от мальчика.





Еще немного ходим по двору, но настроение уже не то. Сахиб предлагает сворачиваться и топать во дворец по соседству.

У ворот нас коршуном перехватывает Овод-2 и тащит показывать обещанный «марбл», т.е. резные изделия из мрамора. Он полностью обращает свои усилия на сахиба, отгородив его от меня спиной, и я уже плохо слышу о чем он там вещает с таким жаром. Изделия довольно топорные. За марбл-слоника просят 800 рупий. Еще чего. Такой урод. Нет! А какая ваша цена, мадам? – 100 рупий! – Это слишком мало. – Больше не дам! (да и 100 рупий жалко за это!)….. Мы пытаемся уйти.
Овод-2, держа в каждой руке по резному марбл-шарику, пытается вселиться в сахиба ("АльФ"). Я слышу что-то о тысячах рупий. Ого! Намечается сделка века. Сахиб красный и вовсе не от солнца, но пока еще вежлив. Мы прорываемся к нашей обуви. Овод-2 и шарики – за нами. В противовес всем этим шумным торговым акциям я сую скромному хранителю обуви пять рупий, о чем он и не просит. Но это единственный человек, который здесь нам ничего не предлагал. Поколебавшись, он берет монетку.

Водоворот эмоций выносит на ступени Козьей лестницы нас, Овода-2 и его подоспевшего помощника, и конечно два резных шара. В жестах и словах Овода-2 теперь отчаяние и боль. Он больше не таится, он говорит о голоде в деревне, о нелегкой доле, о каких-то детях, в конце концов, он просто говорит: мне нужны деньги. Да, вот так. Помощник тем временем спешно заворачивает марбл-шары в растеленный на ступенях кусок газеты с какой-то бумажной трухой - чтоб шары не побились. Откровенность Овода-2 не пошла, однако, на пользу. Последняя капля. Сахиб выпаливает недоброе слово. Овод-2 держится до последнего. Тут я бросаюсь между ним и сахибом и произношу пламенную речь о несовместимости «религиозного места» и рыночной торговли. Овод-2 смотрит на меня в каком-то оцепенении и громко возвещает: This is work!
Он понимает, что на этот раз проиграл и больше не сопротивляется. Мы отходим к дворцу… Дворец пуст и приятен. Можно, наконец, полюбоваться строгими линиями индийско-исламской архитектуры, резьбой по красному известняку. Платный вход отсеивает 95% «гидов», «студентов» и прочих фасилитаторов. Господи, хорошо-то как и привольно! (ФОТО БУДУТ ОТДЕЛЬНО)

Не спеша погуляв по дворцу, вынуждены покинуть это райское место. На этот раз попадаем как раз к посадке в пятирупийный автобус.

Теперь мы уже не идем через парк туристических развлечений. Делаем небольшой крюк и топаем вдоль пыльной дороги. Краем глаза вижу, что справа, не разбирая дороги, прямо по условному, каменистому газону, меж высоких зеленых дерев к нам направляется товарищ из № 28. Он радостно машет рукой и кричит:
- А я жду вас, мадам!

- She is not interested! - Жесткая рука сахиба увлекает меня дальше и мы без дальнейших осложнений добираемся до машины.
- Ну как? Понравилось? – спрашивает водитель.
Сахиб с неожиданным энтузиазмом громко отвечает:
- Конечно! Все просто замечательно!

Все. Возвращаемся в Агру. Время уже клонится к часу. Жарища пиковая! У нас еще три бутылки воды. Мы решаем начать с форта, а потом, поближе к закату - в Тадж.

Tags: Индия, архитектура, история, они и мы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments