?

Log in

No account? Create an account

Назад | Дальше

А вообще, что-то все стало раздражать. То ли погода, то ли кризис... Утром сегодня обнаружилось, что у нас на двоих 70 рублей бумажками и кучка мелочи. Забыли вчера поклониться банкомату*. А я-то хотела сегодня в Москву пешком.... Деньги пришлось уступить сыну - добраться до работы и что-то даже съесть на обед, а сама поехала на "матрасе", благо бензина там еще много плескалось.
На набережной у нас пока еще висит кирпич, пришлось опять углубляться в какие-то невнятные переулки для парковки. Кажется, я еще помню, где поставила машину. До вечера бы не забыть....
Поставила в левый глаз линзу - мешается. Вынула. Поставила снова. Мешается. Вынула. Поставила..... И так раз пять. Вышла с собакой - глаз пришлось прикрыть вообще. И линза не старая, и в глазу ничего нет. Пришлось доставать новую.
Прочитала во френдленте что-то, тоже огорчилась.....
Надо в отпуск, наверно, да боюсь я теперь отпусков: после недельного отсутствия "въезжаю" обратно дня два. Да и на работе вроде есть чем заняться, не так все плохо.
Бросить бы все вообще, но надо зарабатывать рубли - привыкла к какому-то образу жизни и отказываться уже не хочется.
Зажралась, наверно, просто.
 Вчера, правда, зашла в книжный магазин, чтобы обрести опору в жизни:), купила книгу "Граница и люди". . Специфическая книга: воспоминания людей, переселенных в 40-е годы на бывшие финские территории (Карелия, Ленобласть). Причем воспоминания эти записаны исследователями, даны в форме интервью, диалога. Не редактировались, не очищались, со всеми нескладностями устной речи. Поэтому несколько бестолково, но зато от первого лица. Завораживает. Заголовок этого поста - цитата оттуда.
Оказывается, есть подобная книга о заселении-освоении Калининградской области после Великой Отечественной - "Восточная Пруссия глазами советских переселенцев". СПб, Бельведер, 2002. А то почитать.... (кратко о книге)

* .. но дело карточное живет и развивается. Позавчера мне предложили расплатиться карточкой в одной из наших перловских аптек.

Comments

( 13 комментариев — Комментировать )
mama_coshka
Jun. 26th, 2009 05:07 pm (UTC)
Граница и люди - хотелось бы прочитать. В Выборге мы жили в финском доме, куда люди въехали после войны - входная дверь была стеклянная(а сейчас почти сейфовая и домофон, и то это уже вторая дверь, первую выбили), а в комнатах стояла мебель... А в ванной был сток на полу сделан, поэтому тогда не боялись залить соседей в случае, если труба потекла или еще что. Умно сделано. А у соседки квартира маленькая и кухня в кладовой - октрываешь дверцы, а там мойка и плита. И маленький кухонный столик. А в ванной сидячая ванна(правда, новая, что там было раньше - не знаю). Зато в нашей квартире были огромные комнаты и окна на всю стену. Эргономика по-фински.
perlovka_blog
Jun. 26th, 2009 07:34 pm (UTC)
Ее еще, наверно, можно купить, в отличие от калининградской.
Однако, как я уже писала, она очень специфическая. Это только результаты опросов в нескольких сельских районах. Обобщающих текстов исследователей немного, они довольно короткие. Вся книга - интервью, сгруппированные по темам, например Освоение земель, Рассказы о финнах и т.п.
Отвечали на вопросы, прежде всего, люди пожилые, как минимум, приехавшие туда с родителями еще в детстве, в начале 50-х, а то и те, кто был там уже в первую волну поселения, после Зимней войны.
Люди часто еще и малограмотные или неспособные рассказывать монологом, им нужны поддерживающие вопросы. Иногда два соседних рассказа могут противоречить друг другу, но я думаю, это субъективность рассказчиков.
Например, довольно типичный текст:
- А в каком году вы сюда приехали?
- Приехали мы в сорок пятом. В сентябр месяце, так, двадцатого сентября. В общем, на станцию мы ... сейчас Громово, а тогда по-фински-то.. э... ой, забыла. Сейчас - Громово, а... фу, вот, забыла, как ... [нрзб] нет, не Отрадное. Отрадное, по-моему, так оно и осталось. Это - Громово. Фу, фу, фу, фу, фу.

И вот так они опросили около ста человек. Но интересно, да - для очень многих наших это переселение было огромным апгрейдом. Многие измучены войной, эвакуацией, голодом, черт знает чем, кого-то еще до войны, в первый заход, переселили из затопленных вологодских земель. Некоторые из такой глубинки были, что даже поезда не видели до этой поездки. Практически все отмечают налаженный сельский быт финнов - дома, поля, леса, скотные дворы. При чем многие сокрушаются над тем, что очень много было загублено ими же: пилили сараи для сена на дрова, разбирали хутора на дрова, запустили леса, поля и т.п.
mama_coshka
Jun. 26th, 2009 07:41 pm (UTC)
Да, специфическая книга. А хутора разрушали осознанно, потому что финны пробирались через границу обратно, домой. Чтобы некуда было им возвращаться. До сих пор едешь, а на обочине или на холме посреди поля - фундамент дома. И часто при продаже частного дома так и пишут - финский подвал. Или - финский погреб. А на полях посадили леса, теперь Выборгский район весь в лесах.:)
perlovka_blog
Jun. 26th, 2009 08:00 pm (UTC)
Ну, как они могли вернуться, только если с кратковременным визитом. В книге тоже про это есть, но я еще не дошла.

А сгоняли в деревни, вместо хуторов, чтобы контролировать население. Кстати, в книге далеко не все отвечающие хотели жить на хуторах, наоборот, говорили, что хорошо устроились в городках, что нашли и перевезли туда хуторской дом и т.п.
mama_coshka
Jun. 26th, 2009 08:08 pm (UTC)
Да, надо бы поизучать этот вопрос.
А Кенингсберг брал дедушка мужа. Привез из Германии потом посуду (выкапывали в огородах схроны и прочий скарб. Бабушка ругалась, что он непрактичный, другие везли вагонами. Помню, как я удивилась увидев двоюродную сестру мужа в трофейному пеньюаре. Казалось бы, столько лет прошло...
А у меня теперь есть баварская супница с облезлой позолотой и огромное белое фарфоровое блюдо под осетра(или щуку) - наследство, так сказать.
perlovka_blog
Jun. 27th, 2009 05:28 am (UTC)
Про Кенигсберг очень хочется вот ту книгу, но где-то в инете видела, что она вышла как будто тиражом 1000 экз. Теперь, наверно, только в библиотеке.
Литература, похоже, разная есть по В. Пруссии и Карелии, а вот таких именно исследований практически не было (кроме этих), в этом их особая ценность.

Там еще интересно о местных названиях :) О, скажем так, соседстве финских и русских названий сел, городов и проч.
mama_coshka
Jun. 27th, 2009 04:41 pm (UTC)
Да и то не во всякой библиотеке.
Да, названия там интересные и труднопроизносимые.:)
perlovka_blog
Jun. 27th, 2009 05:34 am (UTC)
Когда я была маленькая, лет семь, мы ездили к нашим ленинградским родственникам на дачу в Мичуринское, Приозерский район (теперь знаю, что Приозерск - бывший Кексгольм). Сейчас нашла в Википедии, что М. - бывшее Валкъярви. Вообще, я смутно помню там развалины (больше фундамент) финской кирхи, такие темные камни. Жалко, мне не разрешали туда лезть:)
Если верить фотке в википедии, изрядная кирха была :http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
А мне даже тогда казался фундамент очень небольшим.

Еще помню, что видели в лесу, когда ездили по грибы, остатки военных укреплений (линия Маннергейма).
И помню, что взрослые обсуждали замусоренные уже в наше время леса. Вот и все :)
perlovka_blog
Jun. 27th, 2009 05:42 am (UTC)
А, ну вот еще капля про Валкярви-Мичуринское:
http://www.priozersk.ru/1/text/0210.shtml
http://www.kolumbus.fi/valkjarvi.luovutettu/ - тут видны старые и новые границы.

mama_coshka
Jun. 27th, 2009 04:49 pm (UTC)
Когда я впервые увидела линию Маннергейма, была поражена такой аутентичностью, природностью укреплений. Талантливый был полководец. До сих пор встречаем всякие доты, дзоты и путепроводы бетонные для снарядов (такие углубленные бетонные дорожки от укрепления к укреплению). И следы черных копателей. А на блошином рынке потрясающее количество оружия, немецкой посуды со свастикой и всяких мелочей (даже бритвенные станки и склянки из-под одеколона)
Удивительно, но я не помню мусора в крымских лесах (в моем детстве мы много путешествовали) Да, даже на городском пляже мусора было не так много.
mama_coshka
Jun. 27th, 2009 04:50 pm (UTC)
И, кстати, там (на блошином рынке) очень много людей ходит в одежде, похожей на немецкую военную форму (камуфляжные штаны, футболки со немецкой военной символикой и берцы) Как прихотлива бывает история...
perlovka_blog
Jun. 28th, 2009 11:39 am (UTC)
Нет, я там, выше, не о человеческом мусоре - валежник, палки, гнилые деревья... В книжке кто-то вспоминает, что финны, возможно, пасли коров и в лесу тоже: там было достаточно травы.
mama_coshka
Jun. 28th, 2009 02:19 pm (UTC)
Ну, бурелом - неотъемлемая часть наших лесов. И комары размером со спаниеля.:)
( 13 комментариев — Комментировать )

Page Summary

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Haze McElhenny