?

Log in

No account? Create an account

Назад | Дальше

"Сортирное чтение"

Тут вот небольшая дискуссия завязалась, просили уточнить также, что читает в туалете английская аристократия.

Я перевела кусок, посвященный этому деликатному вопросу, из книги "Watching the English".

ПРАВИЛА "СОРТИРНОГО ЧТЕНИЯ"

У нас непреодолимое пристрастие к чтению, мы читаем всегда и везде. Во многих английских домах можно обнаружить то, что я называю "сортирным чтивом": стопки книг и журналов, размещенных рядом с унитазом или даже аккуратно сложенныех на особой полочке или в шкафчике, специально для чтения сидя на унитазе. Иногда в уборных в других странах мне попадается случайный журнал или книжка, но "сортирное чтение", пожалуй, нигде не является таким устоявшимся обычаем или традицией, кроме Англии. Многие англичане - особенно мужчины - просто не могут облегчиться, если не почитают что-нибудь. Если под рукой не окажется соответствующего "сортирного чтива", они будут читать инструкции на диспенсере для жидкого мыла или список ингредиентов на емкости с освежителем воздуха.

Одна циничная подруга отметила, что это скорее всего связано со склонностью англичан к запорам, чем с любовью к печатному слову, но я не вполне с ней согласна. Часто говорят, что англичане просто помешаны на своем кишечнике, и, судя по содержимому шкафчиков в ванных комнатах (да, я всегда заглядываю в них - а вы разве нет?) и полочек с лекарствами, мы похоже действительно  потребляем больше слабительного и закрепительного, чем следовало бы, что предполагает постоянную борьбу за поддержание некоего зыбкого баланса регулярности и крепости. [...]

Неписанные правила "сортирного чтения" гласят, что природа соответствующих книг и журналов должна быть относительно несерьезной - юмор, сборники цитат, переписка или дневники, странноватые справочники, старые журналы, все, куда можно заглянуть мимоходом, а не увесистые тома, требующие сосредоточенности.

"Сортирное чтиво", как и многое другое в доме англичанина, является надежным показателем классовой принадлежности:

- "Сортирное чтиво" рабочего класса обычно более юмористично, носит развлекательный характер или посвящено спорту - сборники анекдотов, карикатур, возможно, кроссворды или головоломки и, пожалуй, пара-тройка глянцевых или спортивных журнальчиков. Можно также найти журналы о хобби и других увлечениях, например, мотоциклах, музыке и скейтбордингу.

- У низших и средних слоев среднего класса не очень хорошо развит вкус к "сортирному чтению", они могут захватить в туалет газету или книгу, но как правило не афишируют эту привычку, размещая постоянную библиотечку, это кажется им вульгарным. Женщины из этих слоев вообще неохотно признают, что читают в туалете.

-- Высшие слои среднего класса обычно гораздо менее щепетильны в таких вопросах, часто в туалетах у них имеются мини-библиотечки. Некоторые их собрания "сортирного чтива" несколько претенциозны, книги и журналы явно отбираются с целью произвести впечатление, а не развлечь, но многие поистине эклектичны и столь увлекательны, что гости зачастую зачитываются и приходится звать их к столу.

-- "Сортирное чтиво" верхушки обычно сходно со вкусами рабочих слоев и состоит в основном из спортивных и юмористических публикаций, хотя спортивные журналы с большей вероятностью будут посвящены охоте, стрельбе, рыбной ловле, а не, скажем, футболу. Некоторые сортирные библиотеки высших слоев общества содержат замечательные старинные детские книги, древние, рассыпающиеся номера Horse and Hound или Country Life, в которых вам может попасться какой-нибудь потрет придворной дамы во время помолвки, годов эдак 50-х.

(Из Kate Fox. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour)

@ perlovka-blog.livejournal.com

Кросс-пост в chto_chitat

Comments

( 13 комментариев — Комментировать )
blast_em
Jul. 2nd, 2006 08:54 pm (UTC)
А сами как считаете? Эта вырезка имеет право быть?
blast_em
Jul. 2nd, 2006 08:57 pm (UTC)
Вдогонку
и сами то вы читаете в WC?
(Deleted comment)
blast_em
Jul. 2nd, 2006 08:59 pm (UTC)
В Англии (я глянул на map предварительно) я не особо доверяю эпатажной прессе, поэтому и спрашиваю. Людям верю больше, если эти люди с головой и у них в журнале нет проходняка толп поклонников - тем более.
perlovka_blog
Jul. 2nd, 2006 09:01 pm (UTC)
1) Эта книга - не эпатажная пресса. Если она не написана в духе документов ЦК КПСС, претензии к автору.

2) В частных дома в Англии не была. Не знаю.

3) В туалете не читаю.
perlovka_blog
Jul. 2nd, 2006 08:59 pm (UTC)
Не поняла вопрос. Где?
blast_em
Jul. 2nd, 2006 09:02 pm (UTC)
Ответ понятен. Спасибо.
_mish_
Jul. 2nd, 2006 11:24 pm (UTC)
инетесно как. особенно что самая верхушка читает то же что и рабочие. круг замыкается :). отсутсвие необходимости доказывать свою статусность сильно упрощает жизнь :).
perlovka_blog
Jul. 3rd, 2006 03:56 am (UTC)
Да. Примечательно, что не только в таком виде занятий у них смыкаются интересы. Фокс разбирает там всю английскую жизнь по полочкам - от "барного этикета" до разговоров в поезде до похорон и прочая, и прочая. И очень во многих случаях поведение и пристрастия похожи у низов и у верхушки. Или вообще одинаковы.
Этот фрагментик - всего одна страница из книги. А в моем издании больше 400 страниц мелким шрифтом.....
stroler
Jul. 3rd, 2006 04:57 am (UTC)
Тема, увы, не диссертабельна, но занятна. У нас, интересно, кто-нибудь проводил соответствующие исследования? Сдаётся мне, что в WC-библиотечках оседает то, что заносится туда как текущее чтиво, но именно там интерес к нему ослабевает и оно бросается на сортирную полку. Знаю многих, заходящих туда с текущим чтивом (порою достаточно серьёзным) и с ним же выходящих и читающих далее уже в иной обстановке. А всяческий "глянец" - да, оседает... Что до лордовских правил, то - очень может быть, но у нас иначе, т.к. нас "аршином общим не измерить".
perlovka_blog
Jul. 3rd, 2006 04:52 pm (UTC)
Да, сама по себе тема на диссер не тянет. Мало того, шокирует непривычный народ:)
Но как я тут заметила, это лишь маленький кусочек мозаики.... В книге есть про все в английской жизни. Там результаты ее наблюдений, бесед и проч. за много (!) лет. Без деликатности - англичане, как они есть. Одна моя английская коллега, когда я ей сообщила про эту книгу, сказала, что читала. и все в ней правда. Мне было очень трудно поверить в правила общения в барах (это нечто!), но, по ее словам, даже это именно так и происходит, как описано в книге. Говорит, приедешь в Лондон в следующий раз, пойдем в бар и посмотришь:))

Насчет российской современной этнографии ничего не знаю:книги не попадались, а специально, конечно, не искала. Было бы интересно узнать что-то.

Такие исследования (а часто их очень трудно проводить, чтобы получить реальный, а не наигранный результат) и книги представляют огромную ценность. Огромную.

perlovka_blog
Jul. 3rd, 2006 04:53 pm (UTC)
А, кстати, англичан тоже аршином общим не измеришь. Естественно, не мы одни столь уникальны :))
obyvatel
Jul. 3rd, 2006 10:53 am (UTC)
Помнится, Честертон в "Письмах к сыну" рекомендовал этому самому сыну читать в туалете античных классиков - потому что в других обстоятельствах их точно не станешь читать. Скучно. А в туалете, от нечего делать (и при отсутствии иной литературы) - ознакомишься.
perlovka_blog
Jul. 3rd, 2006 04:45 pm (UTC)
Вот он какой, Честертон. Кто бы мог подумать??
( 13 комментариев — Комментировать )

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Haze McElhenny