?

Log in

No account? Create an account

Назад | Дальше

"... изъ исходнаго пункта — села Сопелокъ, путемъ бѣгства и странства,
распространилось евфимiево или сопелковское согласье
бѣгуновъ по большей части великорусскихъ губернiй и въ Сибири".
А. Щапов. "Земство и раскол" 

Старинное село Сопёлки на правом берегу Волги - всего в нескольких км от моего прибежища в Туношне, поэтому, не мудрствуя лукаво, я первым делом поехала туда. Сопёлки прославились в истории России как один из рассадников старообрядчества, даже особой ветви его - "сопёлковского согласия". Странники, бегуны, пристанодержатели - такие вот слова....

Волга в Сопелках


В моем путеводителе оказалась также известная цитата из рассказа одного из членов комиссии по расследованию раскола в Ярославской губернии, датированного 1850-м годом: “На этой неделе мы ездили в уезд, и там я осматривал знаменитое село Сопёлки, где все почти дома устроены с потаёнными местами, фальшивыми крышами, двойными стенами и т.п. Следовательно, уже самые постройки производились с умыслом, и пристанодержательство не случайное, а организованное”.

Собственно, это все, что было в моей книжке о селе. Почему-то там не упоминалась вовсе церковь Феодора, Давида и Константина Ярославских, чудотворцев, 1797 года. Храм в духе классицизма принудительно утратил в XX в. колокольню, но после запустения был восстановлен и действует.




Визуально, село ничего особенного из себя не представляет. Близость к Волге, имхо, главное его достоинство. Вот главная улица.




Но попадаются дома с непривычной отделкой, как этот. При длительном хождении и внимательном рассмотрении, думаю, можно обнаружить еще. Но мне уже хотелось двигаться дальше.





Уже дома, в Москве, пытаясь понять, в этих ли Сопёлках обретались бегуны (меня смутило, что село упоминалось, как одно из мест охоты Некрасова, а современный их ландшафт никак не вписывается в мои представления об охоте), нашла работу Щапова "Земство и раскол". Вот этот небольшой фрагмент тронул мое безжалостное сердце.

"Нравственный характеръ и бытъ бѣгуновъ вполнѣ сообразенъ съ ихъ ученiемъ. Основный догматъ ихъ о спасительности странства, бѣгства совершенно расторгаетъ между ними семейную замкнутость, возвѣщаетъ эманципацiю членовъ семейства и свободный выходъ изъ дома на всѣ четыре стороны. Тогда какъ въ православномъ купечествѣ напримѣръ, по домостроевскимъ понятiямъ и обычаямъ, господствуетъ крѣпкая семейная заключенность, и дѣти находятся почти въ крѣпостной зависимости отъ деспотической власти отцовъ, у бѣгуновъ напротивъ свободно расторгается семья: нетолько сынъ, но и дочь уходить съ любимымъ бѣгуномъ куда угодно. Примѣры бѣгства дочерей изъ отеческихъ домовъ съ бѣгунами–любовниками ВЪ исторiи странниковъ повторялись нерѣдко. Haпримѣръ съ бѣгуномъ сибирскимъ, бѣглымъ казакомъ Овчинниковымъ, находилась въ странствѣ дочь тюменскаго купца Опрокидникова, Надежда Яковлева. Въ него же влюбилась и съ нимъ странствовала дочь сопелковскаго крестьянина Ивана Егорова Панова, Марья. Вообще рѣдкiй наставникъ бродяжничалъ безъ любовницы. Намъ доводилось читать любопытную исповѣдь одного наставника бѣгуновъ, какъ oнъ съ своей любовницей наслаждался поэзiей любви въ лѣсахъ, подъ ТѢНЬЮ деревъ и проч. Иногда эти любовницы проявляли рыцарскiй героизмъ. Напримѣръ въ началѣ тридцатыхъ годовъ извѣстный наставникъ бѣгуновъ, Василiй Горбунчикъ, былъ пойманъ въ Ярославлѣ и по судебному рѣшенью сосланъ ВЪ закавказкiй край. Любовница его, странница Марья Васильева, съ соучастiемъ бѣглаго раскольника Афанасiя Григорьева, освободила его съ неимовѣрною смѣлостью. На парѣ лошадей она догнала этапъ, въ которомъ шолъ Василiй Петровъ Горбунчикъ, близъ Переяславля. Марья Васильева пѣшкомъ провожала Горбунчика. Они отстали отъ этапа, оставаясь подъ надзоромъ одного конвойнаго, не подозрѣвавшаго злонамѣренности со стороны добродушныхъ, повидимому сострадательныхъ людей. Марья Васильева и Афанасiй Григорьевъ воспользовались безпечностью конвойнаго, выхватили у него ружье, бѣглецы cъ арестантомъ бросились въ телѣгу, и хотя за ними погнались верховые, но смѣлые раскольники успѣли ускакать и спрятаться въ лѣсу. Тамъ они переодѣлись и, бросивъ лошадей, возвратились къ своимъ пристанодержателямъ".

Comments

( 9 комментариев — Комментировать )
cleofide
Oct. 2nd, 2010 06:03 am (UTC)
О как! Ну и бегуны :))
perlovka_blog
Oct. 2nd, 2010 04:07 pm (UTC)
....как-то я их зауважала, что ли....
old_perdell
Oct. 2nd, 2010 09:44 am (UTC)
А я-то думал, что бегуны - род жерновов у промышленных мельниц...

Туношну когда-то на велике ехал.
perlovka_blog
Oct. 2nd, 2010 04:08 pm (UTC)
Больше скажу, у нас в старших классах был учитель истории по фамилии Бегун.

Очень хороший, кстати, учитель.
ro_ana
Oct. 4th, 2010 01:18 pm (UTC)
наслажладся по тенью дерев? ну ну..комары, сырость...
perlovka_blog
Oct. 4th, 2010 02:24 pm (UTC)
не скажите. бывают такие сухие опушки у березовых лесков...
ro_ana
Oct. 5th, 2010 06:17 am (UTC)
))) а там грибники шныряют, тоже не айс
perlovka_blog
Oct. 5th, 2010 06:31 am (UTC)
Ну извиняйте, они же не на окраине села в бегах были, а где-нибудь вдали, в тайге и т.п.
ro_ana
Oct. 5th, 2010 06:40 am (UTC)
вообще прикольная тема - такой простонародный вариант жен декабристов...
( 9 комментариев — Комментировать )

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Haze McElhenny